Посвящается моим родителям - Александру Ивановичу
и Ганне Ивановне Русаковым - посвятившим свои жизни
работе в школе и ученикам. Сегодня день Учителя…
Гений места
“Двенадцатый тип самоактуализированных личностей -...”, - Алексей Иванович отложил авторучку и задумался: “Как же их назвать?”. Он писал статью в один известный психологический журнал, и статья была более чем о психологии - о психически зрелых людях, которых с легкой руки одного великого ученого назвали малопонятным термином “самоактуализированные личности”.
Торопиться было некуда, и Алексей Иванович решил прогуляться. Он вышел во двор, очерченный серыми корпусами многоэтажек. Место, где Алеша провел свое детство. Он второй день гостил у родителей, которых навещал раз в месяц, приезжая из столицы. Старый ныне микрорайон строился когда-то на его глазах.
Торопиться действительно было некуда. Однако это вовсе не значило, что впереди вечность. Просто Алексей Иванович вышел на пенсию, а это означает, что все главные дела жизни уже сделаны, и нужно доживать свой век. С этого сентября, с этого традиционного времени начала учебного года Алексей Иванович больше уже не преподавал в своем вузе и посвятил свое время тому, с чего начинают свой путь первоклашки - он начал много читать и писать.
Октябрь выдался теплым, и метеорологи смело обсуждали вероятность второго бабьего лета. Навсегда изъеденный оспинами ям асфальт торопился стыдливо прикрыться падающими листьями. Однако добросовестные разоблачители правды - дворники - безжалостно обнажали изъяны жилищно-коммунального хозяйства. На дворе было раннее осеннее утро.
В просвет между домами светило встающее Солнце. День обещал не подвести метеорологов. Метрах в ста по ходу Алексея Ивановича мелькнула сгорбленная фигурка какого-то старика, вышедшего из подъезда по каким-то своим делам. Интересно, какие могут быть дела у стариков?
Дядя Слава, как звали его теперь, начал своей ежедневный обход микрорайона. Маршрут не менялся, повторяясь изо дня в день. Дядя Слава поступал так на всякий случай - чтобы не заблудиться. По старости всякое возможно. Потому его маршрут начинался и завершался у подъезда своего дома. Знающие дядю Славу одобрительно относились к этой оздоровительной практике старика, но выходил он вовсе не за здоровьем.
Когда-то давно он возглавлял большой оборонный завод, участвовал в индустриальном прогрессе страны, получил орден и звали его тогда по имени отчеству или “Товарищ директор!”. Управление хозяйством такого огромного масштаба конечно же дало импульс к развитию характера и силы духа. Ответственность за подчиненных людей и перед людьми всей страны - вот что формирует личность.
Дядя Слава оступился в ямку асфальта, ругнулся в сердцах и задумался. Он представил себе, как бы организовал восстановление асфальтового покрытия внутренних дворовых дорог и тротуаров. Представил это во всех обязательных для инженерного ума тонкостях и деталях. Представил себе все это, как фрагмент кинофильма, в котором во дворы сначала приходят инженеры и что-то вымеряют, потом заезжают грузовики с компрессорами, и коробки дворов наполняются стуком отбойных молотков, потом грузовики с щебнем, песком, горячим асфальтом, который разглаживают медленные катки…
Через месяц, чтобы успеть до морозов, так оно и случится, и что это было не пророчество старика, а особого рода формирование реальности, знать будет только он. В микрорайоне хватает забот. Каждый раз на маршруте утреннего обхода дядя Слава что-нибудь да найдет, что нужно исправить, и тогда в голове его вновь прокручиваются воображаемые кинофильмы организации каких-нибудь работ - сварочных, бетонных, малярных…
Шедший далеко впереди Алексея Ивановича старик встретился с еще одним таким же. Они постояли минуту, наверное, и разошлись - один повернул направо, другой налево. Алексей Иванович из деликатности тоже остановился, не мешая старикам поговорить, и снова двинулся в свою утреннюю прогулку за впечатлениями, настроением и вдохновением. Статью в журнал нужно дописать.
Алексей Иванович вновь вернулся к теме статьи и продолжил свои размышления над непростыми материями. Психически зрелый человек имеет сильную личность, которая справляется с самыми разными задачами лучше, чем в случаях большинства людей. Например, может быть сильной, чтобы терпеть голод целых сорок дней. По поводу случаев оживления людей и хождения по воде, Алексей Иванович, хоть и сомневался - ведь он же ученый, но все же допускал и такую возможность. Для сильной личности все возможно.
Сильная личность управляет государством или крупным предприятием, и тогда такие государства и предприятия необычайно сильны. Сильная личность создает шедевры искусства - картины, музыку, стихи, и эти творения делают души людей совершеннее и чище. Сильная личность делает открытия в науке, проникая в тайны мироздания. Особый тип сильной личности посвещает себя уходу за больными людьми, и люди выздоравливают, благодаря им.
Есть мастера своего дела, есть учителя - обучающие людей вообще, как в школе, и ведущие за собой немногих учеников. Все это описано в исторических трудах, как примеры великих людей. Все эти люди могли делать такое и так, чего не могли повторить другие люди, даже если повторяли в точности. Мастера и гении.
Всего в своих исследованиях Алексей Иванович насчитал двенадцать типов самоактуализированных личностей. Вернее, двенадцать способов применить силу личности таким психически или духовно зрелым людям. Оставался неописанным двенадцатый тип. Все уже описанные типажи стареют, их дела остаются за плечами истории. О таких говорят: “Отошел от дел!”. Вместе с тем, сила личности не иссякает, не ослабевает и как-то должна себя проявлять - например, в крепом здоровье и здравом уме.
И живут такие люди, доживают свой век, пока не решат, что жить хватит. Но что же они делают со своей огромной силой - ведь с возрастом ее становится все больше, значит у стариков ее больше даже чем у всех других самоактуализированных? Сдерживают силу? Держат ее в покое? Или что-то еще?...
Не к месту вспомнилось вдруг из древнегреческой мифологии об особом виде духов - гениях места. Их задача - следить за каким-то локальным мирком и содержать его в гармонии. Считалось, что именно благодаря гениям места, люди в определенной местности, курируемой гениями места, обязаны своим благополучием. Ведь простым людям ничего другого и не нужно - прост жить да и только. А может, …
- Что, Алеша? О жизни задумался?, - голос дяди Славы за спиной прозвучал неожиданно, и Алексей Иванович вздрогнул, оборачиваясь. - Все-то ты о людях думаешь, а ничего в них особенного нет - живут себе да и только.
Алексей Иванович вздрогнул еще раз, от того что дядя Слава невольно и случайно угадал его мысли. Задумав шутку, Алексей Иванович решил задать дяде Славе вопрос, ответ на который никак не мог найти сам:
- Дядя Слава! Как вы думаете - чем бывает занят гений места?, - Алексей Иванович знал, что не получит ответа на вопрос, который был сформулирован понятно только ему самому, как часть его рассуждений.
- Тебе немного осталось, - ехидно ухмыльнулся и даже заговорщицки подмигнул дядя Слава. - Когда сам займешься, тогда и поймешь.
И дядя Слава зашмыгал своей покачивающейся походкой к последнему объекту своего утреннего обхода. Рюмочная открывалась рано - в восемь часов утра. Выпив свою ритуальную стопку коньяка - пятьдесят грамм по рублю за грамм, итого, пятьдесят рублей, да еще рубль за лимонную карамельку - дядя Слава вернется домой и проведет свой день у телевизора, угадывая, кто и как правит миром. Ему хватало для правления своего мирка - микрорайона.
Вернулся домой и Алексей Иванович. Мама уже проснулась и хлопотала на кухне. Отца не оказалось дома.
- А где отец-то?, - спросил Алексей Иванович у матери.
- А отец гуляет. Он ведь каждое утро обходит наш микрорайон…, - мама остановилась, будто хотела сказать еще что-то и передумала.
Алексей Иванович порадовался за отца - утренние прогулки полезны для здоровья. Кардионагрузка. Здоровый образ жизни, так сказать. Отец сорок лет был бессменным директором местной общеобразовательной школы, конечно же, устал за эти годы, подорвал здоровье. Шутка ли - почитай, все жители микрорайона прошли через эту школу и руки отца. Несколько поколений местных жителей!
Шум в прихожей дал всем знать, что отец вернулся с прогулки. Обращаясь к матери, но определенно так, чтобы слышал и сын, отец рассказал:
- Ты знаешь, Анна! Я сейчас Славу встретил, - отец не объяснил, кто это, потому что мама поняла. - Так он сказал, что наш сын подрос! Вот ведь шутник! Как про маленького. А наш-то сын давно уже взрослый!
Мама с отцом о чем-то зашептались на кухне, а Алексей Иванович отправился в общую комнату дописывать статью о самоактуализированных личностях для известного психологического журнала. Он знал, как назвать двенадцатый тип этих психически зрелых людей - гении места.
Сергей Александрович Русаков.
5 октября 2015 года.
Деревня Десна (Новая Москва)
Комментариев нет:
Отправить комментарий