Автор

Моя фотография

Преподаватель Академии народного хозяйства, писатель, пенсионер...

понедельник, 10 августа 2015 г.

Кириллица или почему в начале было слово


  • Папа! Смотри! Белка!, - дочь Даша, оказывается, не спала. 
Кирилл Сергеевич дал дочери поспать, взяв на себя заботы о внуке. Кирюшка заворочался и заворчал в коляске под грушей, но не проснулся, иначе бы его гаджет дал о себе знать фейерверками еще плохо управляемых эмоций. Даша легла на шезлонг между грядками, поискала что-то в мобильном телефоне, но задремала и спала тревожно, пока не услышала какой-то шорох. На крыше времянки, перебирая лапками, металась белка. Самая настоящая белка. Откуда она здесь в деревне?
Когда-то и дочь также легко вступала в безречевое общение с отцом, правда, сам он тогда был еще слишком молод и не умел как следует пользоваться нарождающейся способностью. Это совсем не то, что умеют матери - чувствовать состояния ребенка, например, когда, ребенок описался или голоден. Безречевое общение - это понимание мыслей, текущих чередой «в голове» человека, способность следить за калейдоскопом мыслей и даже вступать в обмен мыслями с другим человеком. Лишь бы он тоже обладал такой же способностью. Младенцы с юным гаджетом, еще только обретшие дар безречевого общения, пока не успели этот дар потерять. Его заменит, вытеснит, часто безвозвратно, речь - тяжелая, материальная, низкоэффективная форма передачи информации. 
Дочь снова задремала и, как это бывает на рубеже сна и яви, Кирилл Сергеевич услышал ее мысли, как тогда, в далеком детстве. Однажды, когда Даша только-только родилась и была еще в роддоме с мамой, Кирилл Сергеевич оставался один-на-один с трехлетним сыном Андрюшой. Однажды, рассказывая сынишке сказку на ночь, а начинались все сказки одинаково, не смотря на разное развитие сюжета: «Жили-были старик со старухой, и была у них курочка Ряба...». молодой еще отец и сам задремал. Случилось так, что он погрузился в сновидение, которому сам и задавал сценарий, продолжая рассказывать начатую сказку. Получилась та еще фантасмагория.
Еще через минуту Кирилл Сергеевич услышал в мыслях дочери вопрос, адресованный ему: 
  • Я пою Кирюше песенки. Говорят, что это нужно делать всем мамам!, - и Даша замолчала ожидая ответа. 
  • Ну, да..., - задумался над предложенной темой размышлений Кирилл Сергеевич. - Через песенки мама передает ребенку свое настроение и даже состояние. Обычно мамы пребывают в настроении любви к своему чаду. Разумеется, состояния и настроения - это эмоции, а эмоции - это биохимия, а биохимия - это запахи, источаемые дыханием. Кровь отдает через легкие, все что есть в крови, и если материнский инстинкт работает на пролактине, то у ребенка это вызывает окситоцин доверия. Правда, люди стали утрачивать доверие запахам, полагаясь все больше на дополнительные доказательства состояний и настроений партнеров по отношениям. Позы, динамика движений, жестикуляция, мимика, интонации голоса. Вот и мелодия песенки, сочиненной когда-то под настроение, до сих пор передает все то же настроение, если эту песенку напевать. 
  • А еще я читала, что очень хорошо на маленьких детей влияет музыка Моцарта..., - проявила свою материнскую просвещенность дочь. 
  • Моцарт?, - удивился с оттенками возмущения Кирилл Сергеевич. - Моцарт писал свою музыку уже взрослым, и вовсе не любовь к детям подогревала его эмоции. Я бы не доверял эмоции Моцарта детской ранимой душе, как не стал бы кормить младенца шаурмой. 
Композиторы - люди со странностями. Бури их душ бушуют феерическими эмоциями, и все это находит отражение в музыке. Даже композиторы, сочиняющие музыку для детей не могут избавиться от таких мелких эмоций, как досада от протекающего крана в ванной, а детки приходят в странное изумление, слушая, казалось бы, безобидную детскую песенку. В композиторах, равно как и во многих творческих людях, предостаточно крайностей. Особенно часты отклонения и эксперименты в... репродуктивной области. Ни к чему это детям!
  • Значит, музыка не нужна детям?, - гаджет дочери затрепетал сомнениями в истине мыслей отца. 
  • Еще как нужна!, - поспешил справиться с возмущением дочери Кирилл Сергеевич. - Только такой музыкой должна стать мелодия песенки матери. Тогда ребенок получает все, что хочет знать о матери, о себе и обо всем этом мире. Именно мама для ребенка и есть мир вокруг. И в утробе все было так, когда мама буквально окружала малыша, как Вселенная. Мелодия песенки, звук голоса, интонации, прикосновения, тепло тела мамы... Молоко - единственная еда младенца, для получения которой нужно вновь соединиться с мамой, как раньше...
Есть и другие причины, по которым музыка - любая музыка, кроме маминых песенок - противопоказана детям. Звук. Источник звука должен быть единичным. Из него должен исходит только один звук, звук одного вида. А радиоприемник и телевизор - это универсальные источники звука, исторгающие какие угодно звуки. В пытливой голове младенца происходит путаница. Звук должен иметь один материальный источник. Тогда ребенок связывает звук с источником. Вот муха. Она жужжит. За перемещением источника жужжания можно следить по перемещению самой мухи. Теперь ребенок связал муху и звук мухи. Мир вокруг обретает все более отчетливые материальные контуры...
В этом-то вся проблема. Гаджет - то, что называют духом или личностью - штука нематериальная, и как это так, никто до сих пор не знает. Важно, чрезвычайно важно, чтобы в самом начале жизни гаджет сложил об окружающем материальном мире как можно более достоверно, полно и точно, иначе... Материальный мир для гаджета - это картинки о нем. Представьте, как будет действовать человек под управлением личности на основе искаженных картинок действительности. Вот уж точно поле деятельности для последователей чудака Фрейда. 
Механизм контакта материального мира и нематериального гаджета, казалось бы, прост. Глаз увидел объект, передал его в мозг. Продукт мозга, гаджет, рисует картинку. Для проверки достоверности, уточнений и более полного представления гаджет проводит исследования, например, потрогает, ударит, толкнет, попробует на вкус. А затем... Вид объекта означает сам объект со всеми его исследованными свойствами. То же касается звуков, вкусов, тактильных ощущений, температуры, тяжести и прочего, что может чувствовать человек. Ребенок собирает коллекцию картинок, и в его картинной галерее отражается весь мир. 
Вот, к примеру, Пабло Пикассо, художник. Его «Девочка на шаре» - это тот еще шедевр. Что творилось в его странной голове на тот момент - трудно представить, но сама картина... отражает действительность только самого автора. Или Сальвадор Дали... Или Малевич... Но это уже просто прикол, если не издевательство. 
Кстати, о картинах и картинках. Мир вокруг ребенка - это мир реальный, трехмерный, весомый, вещественный, в смысле из разных химических веществ. Именно о таком мире ребенок должен складывать свое представление. Всякие «Веселые картинки» - это мир плоский и уже от этого символический, а не реальный. Ни рисунки на бумаге, ни изображения на экране телевизора, ни... отражение в зеркале, ни картинка в мобильном телефоне, планшете, ноутбуке - ничто из этого не должно сбить ребенка с пути освоения окружающего мира по зрительному восприятию. 
  • А я показываю Кирюше развивающие картинки!, - опешила дочь. - Нам невропатолог велела. Чтобы глазки развивать. 
  • Реальные предметы в солнечном освещении - вот что развивает глазки, - Кирилл Сергеевич постарался не быть слишком категоричным, чтобы не довлеть над мнением дочери. - Разного размера, разной фактуры, разных цветов. Ну, и вспомни... в некотором смысле, конечно,  - раньше дети видели только такие предметы. Реально-материальные. 
Кирилл Сергеевич улыбнулся дочери. Мысленно, разумеется. Заглянул в коляску к внуку. И дочь, внук спали. Крепко. Гаджеты их безмолствовали, изредка нарушая эфир мыслей всполохами сновидений. Ну, что ж... Никто не помешает размышлениям. 
Давно он хотел подумать об отношении человека к окружающему миру, и в частности, к информации о нем, о мире. Нематериальный гаджет, дух, личность имеют дело с объектами вокруг себя на основе картинок о них. Картинки же дополняются тем, что они объекты сообщают о себе, то есть информацией, которую несут. 
Вообще-то информация в одном из своих значений - это некоторое воздействие, полученное человеком, которое требует оценки, решения и действия. Выглянуло Солнце из-за туч и лучом света проникло через хрусталик, сетчатку по нервному жгуту в мозг. Информация? Информация! Потому что, человек оценивает - чем это мне грозит или полезно? Можно позагорать или обгореть. Что делать? Раздеться и подставить тело лучам или спрятаться под навес. Действую!...
Вот человек увидел яблоко - это может быть полезным, в смысле, съеденным. Одна информация. Вот увидел яблоко в магазинной упаковке. Другая информация. Почему? Потому что несет в себе следы человека и его деятельности. Понадобится подумать об обмене чего-то на яблоки. Деньги. Вот на глаза попалось надушенное яблоко, светящееся на откидной крышке ноутбука. Тоже яблоко, но информация другая - символьная. Как и рисунок яблока. Тоже дело рук человека. А вот слово «ЯБЛОКО» - совсем другая информация. Буквы изображают звуки, а комбинация звуков называет предмет - яблоко. 
Внук заворочался и зачмокал. Скоро его кормить. Кирилл Сергеевич мог сделать это сам. В отличие от некоторых малоопытных и пугливых, он не боится смело обращаться с младенцами. Однако, чтобы получить «лицензию» на кормление внука, он предварительно «сдал экзамен» дочери и получил допуск. 
  • Я всегда Кирюше сказку рассказываю, когда кормлю, - поделилась тогда опытом Даша. 
Сказки - это хорошо. По крайней мере, в сказке звучат слова. К словам нужно привыкать. И Кирилл Сергеевич легко сочинил сказку про кота и птичку. Похоже, что внуку понравилось. Тем более, что дед сопровождал слова сказки мысленными картинками, которые внук уже привык видеть. 
Психологи... Когда внук вырастет, дед обязательно предостережет его от опасности этого племени. Психологи считают, что восемьдесят процентов информации человек получает визуально. Так-то оно так, но... Значение для человека имеют не виды, а смыслы. Общение, отношения, сотрудничество между людьми невозможно без смыслов,  идей, мыслей, предаваемых друг другу словами. Слово, речь, устная речь, звуки речи - вот что положено в основу человечества и человека. «В начале было Слово!» - это не зря записано первой строчкой не первой странице первой книге сборника, известного, как Библия. 
Так что, чтобы из человека-младенца сделать настоящего человека, с ним нужно разговаривать. Показывать предметы и называть их, произнося название, слово, их называющее. Делать это нужно много раз, то есть, повторять цикл «показ - название», нужно многократно. Постепенно к показу нужно добавлять названия свойств или качеств: по размеру, по цвету, по форме, по... Следующий шаг - называть слова, описывающие действия с уже знакомыми предметами:   лежит, стоит, висит, приближается, удаляется и так далее. И никаких других слов звучать не должно. 
Все это самый первый уровень информации - материальные предметы и физические действия с ними. Радио, телевизор, песенки и мелодии в записи - ничего этого быть слышимо не должно. Особенно опасны для формирования гаджета человека иные, нежели звуки речи и визуальные образы предметов, виды информации, типа иконок на планшете, стрелок и «смахивания» пальцами по экрану. Это совершенно другие способы кодировки мыслей в знаки, и тогда базовые - образы и слова - столкнутся с альтернативными в маленькой голове младенца и... Есть немало примеров, когда дети начинали говорить к трем годам и позже и только потому, что буквально с их рождения в руках у них уже были всевозможные электронные устройства...
  • Электронные устройства?, - переспросил, проснувшись, внук. - Что это такое?
Кирилл Сергеевич протянул руку вверх и сорвал с груши грушу. Он протянул плод к внуку. 
  • Груша!...
Внук разглядывал предмет во все глаза...

Сергей Александрович Русаков.
9 августа 2015 года. 
Новая Москва, деревня Десна. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий