Автор

Моя фотография
Просветитель менеджмента. Популяризатор научного управления. Писатель сказок и фантастики.

среда, 6 января 2021 г.



Журавлев с синицей в руке

(сказка)


Журавлев стоял у открытой форточки и смотрел через нее в небо на вереницу журавлей, улетающих на юг. На ветку возле форточки прилетела синица, посмотрела на Журавлева, и тому показалось, что она подмигнула. Журавлев улыбнулся, даже хохотнул от такого невероятного совпадения с известной пословицей и с ситуацией в его жизни. Журавлев стоял на перепутье и выбирал и все никак не мог определиться. Ему предложили работу. Лучше, чем была у него сейчас. 

Отступая назад мелкими шажками, Журавлев дошел до дивана и сел, так, чтобы видеть в окно улетающий журавлиный клин и синицу на ветке. Надеялся, что в голову придет необходимая для выбора ясность. Такая же, как ясный октябрьский день за окном. Журавлев прикрыл глаза. 

  • Кыш!, - прозвучал грубый скрипучий голос. - Дело сделала? Лети себе по своим пустяшным делам!

Синица на ветке вспорхнула, а ее место заняла ворона. 

  • Маешься?, - проскрипела ворона, и Журавлев подался вперед, не веря происходящему - с ним говорила ворона?

Ворона сидела, раскачиваясь на ветке, и смотрела через открытую форточку в глаза Журавлеву, поворачиваясь к нему то одним, то другим глазом. 

  • Красивая поговорка - не правда ли? Лучше иметь синицу в руках, чем журавля в небе!, - скрипнула ворона и трижды хохотнула. - Ха! Ха! Ха! Классика жанра! Старые всегда так говорят молодым. Дескать, бери, что есть! Довольствуйся малым! Где родился, там и пригодился! А молодые-то не слушаются, и правильно, а то давно бы люди скатились к среднему арифметическому! Сам-то что думаешь?

Журавлев ошеломленно молчал, не не веря своим глазам и ушам, и пауза ожидаемого от него вороной ответа затянулась. 

  • Ну?, - нетерпеливо напомнила о своем вопросе ворона. - Выбираешь между синицей и журавлем? И в чью пользу? Нужна ли консультация?

  • Пожалуй!, - ответил Журавлев и удивился сам себе. 

  • Ты в самом деле думаешь, что сравнивать журавля и синицу легитимно в контексте выбора между работой, которая есть, и работой, которую предложили?

Журавлев кивнул и как-то по птичьи склонил голову, чтобы получше рассмотреть ворону, оперирующую научными фразами. 

  • Во-первых, что ты понимаешь под метафорой «Синица в руках»?

  • Ну, это работа, которая у меня есть сейчас. Нормальная работа. Не шибко доходная, но есть. По сравнению…

  • Погоди-погоди!, - перебила ворона. - Давай буквально! От синицы ровным счетом никакого толка нет! Как певчая птица, она с натяжкой на последнем месте. Ловить их ловили, но продать на рынке бесполезно. Дома в клетке держать - одна морока. Свист их быстро надоедает своей пронзительностью, и синиц отпускали на улицу, где они, не боясь людей, кормились с кормушек подвешенными кусками свиного сала. Хлебные крошки и зерно съедали воробьи, в этом у них не было конкурентов. Так что рацион синичек был весьма своеобразным. Ловить синиц было просто - они сами лезли в ловушки, принимая их за кормушки. Разумеется, употреблять синиц в пищу - вообще глупая затея. Это не голуби… В общем, синица в руке - это фактически ничто. Смекаешь? 

Журавлев ничего не смекал, но все же какую-то еле уловимую нить логики почувствовал. 

  • А журавль?, - с неясной надеждой спросил он. 

  • А вот журавль - это да! Это птичка так птичка! Деликатес! Лучшие паштеты России и Европы! За грамм мяса - как за грамм золота!, - оживилась каким-то воспоминаниям ворона. - Помню, сам Сабанеев, а прожила я у него до его последних дней, удивлялся, как трудно охотникам добыть эту ценную птицу. И, главное, перо такое - как броня, не пробьешь, а летят высоко. Заряжали самую крупную дробь, да куда уж там! Обычно на журавля охотились на земле, когда они на парочки разобьются, да потеряют голову от любви, но все равно - близко не подберешься, а перо - броня. А уж если ранили журавля - он удирал на своих длинных ногах, да так быстро, без собаки не догнать, но и тут беда. Одним ударом клюва журавль наповал убивает собаку. Было однажды, что охотник неосторожно принял смертельно раненого журавля, так он напоследок ему берцовую кость клювом перебил, так мужик после того на эту ногу охромел. Вот так то! Тебе такую работу предлагают?

Журавлев отрицательно помотал головой, окончательно потеряв аналогию его ситуации с поговоркой про журавля и синицу. 

  • Вот видишь?, - язвительно скрипнула ворона. - Дурацкая пословица! Никакой аналогии с тем, что ей пытаются отразить! Давай-ка я предложу тебе другую аналогию! Тоже орнитологическую. 

Журавлев, кажется, был разочарован тем, что пословица про журавля и синицу оказалась неподходящей для выбора решения, и в предложении вороны он почувствовал надежду. 

  • Ты ведь в деревне вырос?, - спросила ворона и продолжила, когда Журавлев утвердительно кивнул. - Значит, у вас были куры. Обычные куры. Мясо, яйца и пух на подушки. Практично!

Журавлев вспомнил, заулыбался. Бабушка варила вкусные яйца всмятку. Дед научил пить сырые яйца. Когда за воскресным завтраком собиралась большая деревенская семья, на огромной сковороде шкворчала яичница на сале. Простывшего Журавлева отпаивали бульоном из петуха. Да! Куры - это то, что надо!

  • Куры - это та работа, которая у тебя есть сейчас?, - вцепилась в аналогию ворона. 

  • Наверное, - пожал плечами Журавлев и подумал, что так оно и есть - работа, худо-бедно, дает ему все необходимое - от заработка до работы как таковой. 

  • Теперь давай простроим ряд, чтобы добраться в нашей аналогии до журавля, - ворона приняла ученый вид. - Следующий пункт в этом ряду - индюки с их диетическим мясом, но и содержать их сложнее - места нужно больше и корма не напасешься. Как ты думаешь, кто следующий среди питательных птиц?

Журавлев хотел назвать уток и гусей, но решил пошутить: 

  • Страусы!, - и заулыбался, показывая, что это шутка. 

  • Правильно! Страусы - это почти аналог журавля! Там, конечно, есть утки и гуси, но это как бы варианты индюков. Так что в нашей новой аналогии тебе предстоит сделать выбор между курятником и фермой по разведению страусов. 

Журавлев задумался - такого поворота логики он не ожидал. 

  • Ну, а теперь венец наших аналитических исследований!, - провозгласила ворона. - Кого выбираешь?

Выбирать страусов Журавлеву почему-то не хотелось, но и соглашаться на курятник, который ассоциировался с имеющейся работой, тоже не хотелось, и Журавлев «завис». 

  • Вот в чем вся соль!, - важно возгласила ворона, соорудив из крыла подобие поднятого вверх указательного пальца. - Ты выбираешь между курятником, который у тебя есть, и курятником, который у тебя может быть. Поверь старой птице - все курятники одинаковы!

За окном громыхнул выхлопной трубой старый грузовик. Ворона, испугавшись, вспорхнула с ветки и улетела. Журавлев проснулся. Приснившийся ему разговор с ученой говорящей вороной открыл то, чего он не видел, решая, остаться на старой работе или перейти на новую. Ведь это означает, сменить курятник на курятник, и можно было бы рассуждать о зарплатах, соцпакетах, медстраховке, как и должен бы думать зрелый человек, но Журавлев думал иначе. 

Вскоре он уволился с работы, купил билет на самолет в южном направлении и улетел в один конец, чтобы навсегда забыть про курятники, в которых провел всю свою жизнь. Кем он будет? А не обязательно кем-то быть! Будет жить! Просто жить!

На взлете в иллюминатор самолета он увидел на горизонте вереницу журавлей. Сильная птица! Гордая! Охотникам за паштетом так запросто не дается! 

«Буду журавлем!», - сделал свой выбор Журавлев. 


Сергей Александрович Русаков. 

25 октября 2020 года. 

Магас. Ингушетия. 


Комментариев нет:

Отправить комментарий