(научно-фантастический роман-сказка)
Глава 25-я, в которой главный герой, озабоченный безопасностью предновогоднего периода, узнает тайну главного персонажа новогодней поры - Деда Мороза
В новогодних ритуалах, традициях и приметах есть особенные персонажи, например, Дед Мороз и Санта Клаус. Если они есть и продолжают оставаться, значит в них есть какой-то смысл. Может, из сказок и преданий влияют на людей, подобно тому, как влияют на идеологию кумиры политических движений? А может, в этом есть что-то религиозное? В этом нужно разобраться.
Официальная наука так же неоткровенна, как программы новостей. Однако если обращаться к источникам, в которых и не заподозришь такого, может оказаться, что именно в них кто-то прорвался на свет божий и донес истину. Ни огромные всемирноизвестные библиотеки, и ни крупные книжные магазины не сравнятся с какой-нибудь книжной палаткой с неликвидом книжных складов и надписью «Все по 10!». Поговаривают, что беспечные продавцы таких палаток запросто берут на реализацию книжки никому не известных авторов, пытающихся таким образом распространить знание, которому не дадут жизни ни в научной среде, ни в официальных книжных издательствах.
По дороге на работу инженер по технике безопасности Московской фабрики елочных игрушек Степан Андреевич привычно покосился глазом на запорошенные снегом книжки в ларьке «Все по 10!, зацепился взглядом за книжку с заголовком «Тайна Деда Мороза», купил ее, не пожалев десятки, и теперь с интересом листал, сидя в кабинете. Скоро корпоративная вечеринка. Роль Деда Мороза просит для себя продавец отдела продаж Сергей, и чтобы не упустить ничего опасного, Степан Андреевич изучает вопрос.
В книжке, отпечатанной на дешевой газетной бумаге, Степан Андреевич находил весьма занятные сведение о главном персонаже новогодних праздников.
Дед Мороз. В сочетании слов его имени уже заложен парадокс высокой масштабности. Дед – это имя одного из родовых богов в сложной и, как обычно, беспорядочно запутанной иерархии языческих богов древних славян и не только. Считается, что это бог, сложившийся из мысленных усилий людей о своих предках, наряду с другими богами этой же специализации, имена которых – Род, Баба, Семья (не «Семь Я», как примитивизируют это некоторые популярные семейные психологи, а от слова «Семя») и некоторые другие, которых много, но они обязательно вспомнятся по мере воспоминаний о них. Вот вспомнил еще: «Отечество» и «Родина» - родовые боги, прикрепленные не только к группам, но и к территориям.
Если начать описывать божественную специализацию всех этих мистических специалистов, понадобится слишком много времени. Однако для нашего случая нужно знать только то, что все они, хотя и питаются энергией человека, но делают это, честно платя за каждый джоуль заботой о людях. Вот и Дед. Его заботам предоставлена одна из сложных задач – сообщение людям особого вида знаний – опыта.
Мало наступать на грабли, получая информацию об их устройстве и прогнозах на предмет отношений с ними. Нужно извлекать из этого знание – «На грабли не наступай!». Это и есть опыт – особая разновидность знания, которая сродни тому, как извлекают знания ученые: наблюдают за явлениями, выдвигают гипотезы, проверяют их экспериментами и выводят формулы, объясняющие эти явления. Однако опыт, как знание, устроен еще изящнее. Он не тратится на эксперименты и не рискует, пускаясь на это. Опыт выводит знание о причине прямо из многочисленного массива информации о следствии.
Это похоже на то, как если подойти к старику и спросить: «Скажи, старче, что будет, если наступить на грабли?». Старик не будет подробно опрашивать вопрошающего, не будет строить планов исследований и выбивать на них гранты, чтобы через годы дать ответ на простой вопрос. Старик просто сразу ответит: «Получишь по лбу черенком». Доверие старикам исключает неверие в их ответы и спасает человечество от траты времени и средств на информацию о том, что уже давно известно. Кстати в слове «старик» есть явное указание на эмпирический характер мыслительных операций, приводящих к знанию – «сто», число «100», то есть намек на то, что знание выведено на основе внушительной эмпирической базы данных о разбитых грабельными черенками лбов и носов.
Самый распространенный канал передачи знаний в форме опыта молодежи – это непосредственное распространение опыта через стариков. В этой связи стоит остановиться на вполне обоснованной версии о том, что у стариков есть в некотором смысле прямые каналы связи с Дедом. Старики, прожив свою молодость и зрелость, исчерпав перечень своих созидательных предназначений, остаются один на один с одной единственной и очень важной задачей – миссией передачи опыта молодым людям. Как горько и обидно бывает старикам, когда они слышат о том, что отжили свое, что их опыт никогда уже не пригодится. Старики, буквально, плачут от огорчения, предвидя, благодаря откровениям Деда, как их потомки будут разбивать себе носы граблями.
Молодежь, молодые, в чьем наименовании явно слышится «мало», ах, как мало они еще знают о жизни! Они говорят что-нибудь о компьютерном веке, в котором старикам делать нечего. Они говорят о быстродействии, о тактовой частоте и других штуках, отрицая опыт стариков.
Степану Андреевичу пришлись по душе идеи неизвестного автора. Он и сам часто задумывался о том, почему именно с возрастом приходит настоящее понимание мироустройства и природы человека. Правда, не со всеми это случается. Великий Абрахам Гарольд Маслоу говорил, что высокого уровня развития личности, называемого самоактуализацией, достигают только пять процентов населения планеты, окончательно складывается такое состояние к шестидесяти годам. Однако интересно, что еще необычного преподнесет автор книжки?
Если Дед – языческий бог родового опыта, то именовать так можно только тех, кто заботится о потомках. По этой причине сочетание слов «Дед Мороз» - это лукавый оксюморон, совмещающий враждующие противоположности, подобные выражениям: «горячий снег» или «ужасно красиво». Сейчас уже сложно восстановить обстоятельства, при которых два враждебных имени слились воедино и были присвоены одному из тех, кого принято относить к врагам человека. Не иначе, как к этому приложил свою холодную руку сам носитель этого имени – Мороз. Его так и звали раньше, и в имени его слишком неприкрыто звучала смертельная угроза человеку – мор. С этим корнем много слов, и все они о смерти. Правдивая этимология говорит об этом.
Нематериальные существа, коими населен иной, нежели привычный нашему глазу мир, делятся на два крупных лагеря: духи, враждебные человеку, и боги, дружественные ему. Однако сразу, честно и прямо следует раскрыть истину. И тем и другим человек нужен, как источник энергии для питания и поддержания существования. Это очень похоже на отношения человека с бактериями. Одни из них условно полезны и симбиотически сосуществуют с ним, помогая человеку, например, в химической трансформации пищи. Другие, нисколько не задумываясь о своем будущем, набрасываются на человека, чтобы убить его и затем сдохнуть самим от голода. Одних мы в благодарность за заботу поддерживаем жертвоприношениями в виде кефирчика, других безжалостно травим антибиотиками. Правда, достается и тем, и другим и подношений, и ядов, что еще раз указывает на одну их природу.
Мороз, как представитель вредных духов, всегда относился к врагам человека. Его незамысловатый, но урожайный способ сбора человеческой энергии от века был настроен на отчаяние человека, умирающего от холода. По бороде Мороза, замерзая, ползет слюна, когда он видит спешащего на подледную рыбалку человека. Сколько их замерзает каждую зиму! Смерть от холода – это старинная пища Мороза. Однако сейчас с этим холодным топливом для его ледяной души стало совсем плохо. Люди давно научились тепло одеваться и отапливать свое жилье. Вот только если порадуется Мороз обесточенным подмосковным районам. Кого же на этот раз охмурил и завербовал морозный враг? Отечественные маги недоумевают и проводят расследование. Проследите и вы за тем, как проявятся козни Мороза. Теперь вы знаете, что люди в этом не виноваты.
Мало кто знает, что не только Мороз питается энергией смерти, заложив этот источник в свое имя. У него есть коллеги. Один из них – Измор, убивающий людей голодом. И этому вражескому духу у нас уже не так сладко, как бывало раньше, когда они – Измор и Мороз – вступив во временный преступный сговор, раскручивали по спирали человеческие беды. Люди умирали от холода и голода. Вот они два смертоносных копья, и вовсе это не посох доброго дедушки с бородой в руках Мороза.
Измор и Мороз не привязаны к северным землям планеты, они вездесущи. Ничего не стоит замерзнуть ночью в экваториальной пустыне или в горах, несмотря на то, что днем было комфортно и тепло. Жители Африки массово гибнут не только от голода, но и от ночного холода. От нас скрывают эту статистику, чтобы щадить нашу сострадательность. Но есть и другая причина. Измор, в отличие от Мороза, совершенно не публичный персонаж. Это удивительно, но он умудряется, оставаясь буквально на виду, совершенно не привлекать к себе внимания. Почему? Боится. Этот убивающий голодом враг человека боится остаться без еды. Все дело в том, что пищи на планете всегда было и будет в избытке, но проблемы логистики часто остаются парадоксально непреодолимыми. Организация – соединение частей в гармоничное целое – это заботы магов. Вот Измор и боится, что когда-нибудь у магов дойдут руки и до него. Он слишком на виду.
Испокон веков люди обращались к богам за помощью и защитой от Измора, промышляющего смертью от голода. Все дело в том, что он оккупировал самую главную потребность человека – в пище. Свои знаменитые исследования великий маг Абрахам Гарольд Маслоу начинал именно с изучения феномена голода. Так им были отрыты все важные человеческие потребности. Однако сокровенной осталась до сих пор самая важная тайна потребностей. С некоторого времени жизни человека вступают в силу потребности личности. Примерно с 35 лет и примерно у пяти процентов людей. Это граница перехода. Мало кто помнит, но в греческой мифологии об этом сказано прямо. Люди, для которых главными становятся потребности личности, называются героями. Это люди с возможностями и силой богов. Великий Маслоу мудро избежал громких терминов, назвав таких людей самоактуализированными.
Все маги самоактуализированны. Все счастливые семьи состоят из людей, владеющих семейной магией, и эти люди тоже самоактуализированы. Все вожди и высшие руководители самоактуализированны. Большинство ученых, музыкантов, художников, писателей и поэтов самоактуализированны. Все это маги – люди, которые могут то, что другим не под силу. Люди особенной силы. Герои.
Другое дело Мороз. В свое время он избрал путь публичного духа, и для этого были весомые причины. Все в этом и любом другом мире стремится к избытку. Избыток дает стабильность в существовании. Не избежал стремления к избытку и Мороз. Сезонность энергетических поступлений, территориальная ограниченность, обусловленная климатом – все это не давало Морозу разгуляться, развернуться на полную катушку, расширить рынок. И вот случай, который и есть лучшее доказательство того, что люди сами во всем виноваты, и сами неразумно подставляются под удар. «Одень шапку! Замерзнешь!», - крикнет рядовая мамаша малышу, и вот оно – открытие, сделанное в один злосчастный момент Морозом. Можно питаться не только беспомощным отчаянием замерзающего человека, но и страхом замерзнуть. Так Мороз приобщился к универсальному топливу нематериальных сущностей – страху. Заметили, что на этот раз я не разделил их по лагерям? Действительно, это топливо в ходу и у тех, и у других – и у богов, и у духов.
Мимо Мороза не прошла важная деталь. Страхи сильны у детей – ведь об опасностях они узнают от людей, пользующихся безграничным доверием, от родителей. Так Мороз приобрел новую уникальную целевую аудиторию. Дети. Энергия детей чиста и мощна, она еще не растрачена на борьбу за выживание, на социальные условности. Это как новенький аккумулятор, который еще не знает зимних изнуряющих попыток провернуть застывший коленвал. От такого новенького аккумулятора еще можно «прикуривать» другим. Мороз приободрился – открывались новые горизонты.
Эх, люди! Сколько бед вы накликали на себя своим неразумным умом! Мало вам пугать ребенка холодом и перспективой замерзнуть в сугробе. Вы заставили детей приносить в жертву Морозу свое «хорошее поведение» и свои «хорошие поступки». Вы стали делать то, на что Мороз никогда бы не пошел и не идет до сих пор. Вы стали делать вид, что это он приносит подарки зимой, но покупали сами, поставив желанность подарка в зависимость от своих неразумных пустяковых родительских заблуждений. Вы хотите смирения ребенка, не замечая, что корень слова все тот же – «мор». Смирный ребенок – не такой живой, как дано ему Природой. Смирение не благодетель, а зло. Смирительная рубашка нашей биологической природы и социальных ограничений и без того делает нас не вполне живыми. А тут еще страхи. Ограничения, замешанные на еще одной сильной потребности человека – безопасности.
И вот, заморочив детям голову (обратите и сейчас свое внимание на корни слов), родители отдали их на съедение Морозу. Ожидая желанных подарков, к которым он не имеет отношения, дети вознесли духа в ранг богов. А он, коварный, с чьего-то легкого языка прикрылся добрым именем «Дед». Теперь, в дополнение к замерзшим рыбакам, охотникам, пьяницам и бомжам, Мороз собирает дань с детей. С детских ожиданий подарков, страха не получить их, страха сделать ошибку, за которую Мороз покарает отказом одарить, разочарованием от подарка, который не угадал детских чаяний, потому что родители просто плохо знают своих детей. Богатая дань. Отдавать в жертву своих детей – весьма странная привычка людей.
Новый год, приходящий зимой во время минимума Солнца и максимальных потенциалов сил тьмы, хорошее время, чтобы напитаться до лучших времен таким злым духам, как Мороз.
Однако нет худа без добра, и неизвестно, кого за это благодарить – скорее всего, к этому приложили руку силы, которые обычно относят к добрым. У детей появился праздник. Эта удивительная способность людей – делать праздники и праздновать их – прощает их за многие глупости. Праздник – отказ от работы. Недолгая, но полная свобода от рабства. Знаете ли вы, что слова «и будешь в поте лица трудиться за хлеб насущный» были сказаны не с угрозой, а с горечью. Тот, кто сказал это, радуется вместе со своими подобиями, когда те празднуют – забывают о трудных трудах и потных потах. И говорят «Спасибо!».
Степану Андреевичу понравилось упоминание Абрахама Маслоу, книги которого он тоже читал. Но мнение автора книжки о том, что Дед Мороз, оказывается, - злой персонаж мифологии, ошеломило Степана Андреевича, и он углубился в чтение в поисках правды.
Дед Мороз – это вовсе не злой бог Мороз, а добрый бог Дед. Проблема же заключалась буквально в этом странном сочетании имен двух богов. Стоит только кому-то из людей помянуть Деда Мороза, как силу человеческой энергии получали оба – и Дед, и Мороз. Имена для богов имеют значение не меньшее, чем адреса писем. Деда всегда злило, что предназначенное ему, например, послушание ребенка, автоматически отправляло посылочку и Морозу, а тот всегда использовал свою силу против людей, чтобы, морозя их, получать от них еще больше силы. Правда, и проклятья в адрес Мороза, тоже давали Деду порцию энергии, что его расстраивало по причине несогласия с поводом для этого.
Если бы вы только знали, сколько запутанных последствий породила эта проблема двойного адресного имени. Но обо всем по порядку.
В старые времена, когда холод делал жизнь людей голодной и скучной на впечатления, когда взрослые только и думали о том, как дотянуть до тепла, и не думали о своих детях, иначе, как о голодных ртах, нужен был кто-то, кто донесет важную для выживания человечества мысль. Если не кормить детей, не вырастить их, не научить их уму-разуму и труду, то они не усвоят простую истину, что они, повзрослев, станут обязаны заботиться о своих детях. И о стариках. Так старинный бог Дед обрел важную миссию – учить взрослых любить своих детей. Собственно, даже и не миссию, а раздел миссии, поскольку он и так учил людей, передавал им опыт поколений, чтобы не пропал, и чтобы люди без этого опыта не пропали.
Зная не понаслышке об обмене энергией, Дед придумал хитрый ход. К зимнему солнцестоянию, когда люди совершенно обессиливали от недостатка солнца, еды и витаминов, и силы сохранялись только в тех, кто еще был ими богат от рождения – в детях, он подключал родителей к своим чадам, и те, как свеженькие батарейки «Durasell», питали обесточенных взрослых.
Поначалу все складывалось само собой. В самые опасные зимние времена, когда на ослабших людей нападали мелкая нечисть и выедала остатки энергии, люди для очищения своих жилищ читали заговоры, развешивали обереги и приносили еловые ветки, чтобы те собирали на своих иголках всех этих паразитов, как мух на липкую бумагу или как современные электрические ловушки.
Дети почему-то крутились вокруг елок, что-то на них развешивали, что-то под них подкладывали, с кем-то разговаривали. Дети часто разговаривают, играя, и взрослые думают, что они говорят сами с собой. Вовсе нет. У детей личность есть, а рамок еще нет, поэтому они запросто видят всех этих мелких пакостников, которые налипают на елочные иголки и, не находя себе интересных занятий, просто играют с ними. Детям такая мелочь не страшна. Дети обладают достаточно высокой магической силой и запросто могут уничтожить любого из этих мерзавцев, например, сжечь. Дети потенциально способны воспламенять предметы усилием личности. Правда, родители сильно ругаются за такие эксперименты с огнем.
Так елки, принесенные в дома для очищения от нечисти, постепенно превращались в уголки детских игр. Тут нужно отдельно сказать об игре. Это не только второй по значимости способ обучения ребенка (первый и самый мощный – подражание), но и разновидность магии. Играя, дети творят новые реальности, чем, собственно, и занимаются все маги. От играющего ребенка просто лучит энергией, можно даже увидеть это, и мы говорим, что ребенок светится от радости.
Родители не, осознавая этого, присоединялись к игре детей, потому что этого из памяти не искоренить, и потому что взрослым сразу становилось легче на душе – энергии прибывало. Дети питали своих родителей. Это обстоятельство осталось глубоко в наших сердцах, возможно, даже в генах. Проверьте – поиграйте с детьми, вернувшись с работы, и вашу усталость как рукой снимет. Так вот, в стародавние времена взрослые помогали детям делать игрушки для их зимних игр. Дети по-детски радовались им, отдавая втрое больше энергии родителям. Так возникла спасающая в холодные зимние времена красивая и полезная традиция дарить подарки, складывая их под елку или развешивая не ней.
И тут Дед, этот великий старец-бог, придумал такой доворот к подарочной традиции, что это до сих пор вызывает восхищение его мудростью. Что будет, если какая-то энерговыделяющая реакция будет протекать быстрее, с высокой скоростью, как взрыв? Именно взрыв и получится – производство огромного количества энергии. Как это сделать с ребенком? Сделать ему неожиданный подарок! Вот уж взрывает детей, когда они находят под елкой игрушку. Сколько нечисти сгорело в лучах этой энергии. Сколько взрослых вернулись к жизни из зимней депрессии.
Увидев, что получилось хорошо, Дед не удержался от славы и от своей доли чистой детской энергии и нашептал взрослым, чтобы они говорили своим детям, что игрушки под елку приносит и складывает добрый бог Дед. Дети и не сомневались. Они знали о его причастности. Однако видеть его в доме они не могли – силы Деда не хватало не преодоление многочисленных магических оберегов от духов. Так Дед стал автором не только полезной традиции, но и персонажем сказки для детей.
И все было хорошо, пока к его светлому имени Дед не присоединилось чужое – темное Мороз.
Степан Андреевич закончил чтение книжки и отложил ее. Мифы мифами а нужно приниматься за дело, чтобы успеть завершить все дела к новому году. Хорошо, что книжка "Тайна Деда Мороза" попалась ему на глаза. Степан Андреевич чуть не забыл, что кроме корпоративной вечеринки будет еще и детский утренник. В этот же день. В фабричном клубе. Об этом нужно подумать...
Новый год уже совсем скоро.
* В этой главе использованы фрагменты более раннего авторского произведения - сказки "Дед Мороз и Санта Клаус".
Комментариев нет:
Отправить комментарий