Автор

Моя фотография

Преподаватель Академии народного хозяйства, писатель, пенсионер...

пятница, 9 декабря 2016 г.

Офисный, охранник и новогодняя ёлка. Глава 3-я


Офисный, охранник и новогодняя ёлка
(сказка для взрослых о предновогодней жизни офиса)

Глава 3-я,
в которой шаг за шагом воцаряется равновесие между целями, но большинству по-прежнему наплевать на всё

В давние годы одиозный Карл Маркс изрек однажды: «Все поступки человека осознанны!». Загнул, конечно, бородатый старик. Кстати, не ему ли подражают хипстеры?
Только некоторая часть поступков действительно осознаётся, а значит, в этом обязательно участвуют цели. По этой причине искать причины проблем нужно в целях, а не в какой-то там мотивации.
Охранник офисного центра Степан Андреевич и офисный домовой Фома только-только собрались на вечернее совещание. Сотрудники и сотрудницы разошлись по домам, свет в холле выключен, и только новогодняя ёлка переливается цветными лампочками, отчего на белом натяжном потолке высвечивается подобие северного сияния.
Маленькие ручки Фомы грелись о пластиковый стаканчик с чаем. Внимание его было сосредоточено на красной этикетке чайного пакетика, которая свешивалась через край стаканчика на нитке. Степан Андреевич обхватил пластиковый стаканчик своей огромной рукой и смотрел на узоры заварки, растекающейся от чайного пакетика в кипятке. Вид старика был задумчив.
За первую неделю декабря у новогодней ёлки, казалось, побывали все работающие в бизнес-центре. Однако ничего иного, чем то, что уже слышали офисный и охранник, никто под ёлкой не пожелал. Мысль о том, что проблемы людей примитивно неразнообразны, расстраивала обоих исследователей. Они рассчитывали на куда большее число поводов для спора о том, что делает людей счастливыми - исполнение желаний или радость, от чего бы она ни пришла.
Первым не выдержал и вздохнул офисный домовой.
  • Эх! А поговорить-то и не о чем! Всё как-то…
Степан Андреевич прервал друга и приложил палец к губам. Вытянув шею, чтобы лучше видеть через стойку. Офисный поставил стаканчик на стол, подбежал по столу к стойке и, подтянувшись на руках, выглянул наружу, в сторону ёлки.
Кто-то стоял в гуще ёлочных ветвей.
  • Ух ты!, - шепотом воскликнул охранник и засуетился, включая подслушивающее устройство. В наушнике зазвучала речь. Мужской голос загадывал желание.
  • … а они, неблагодарные, не ценят доброту и заботу о них, - в голосе неизвестного слышался возраст, опыт и интонации исповеди. - Я нисколько не сомневаюсь в верности своей позиции. Руководитель сначала должен создать благоприятные условия для сотрудников, а уж потом ожидать результатов труда. Ведь сотрудник - от слова «сотрудничать», значит, заодно с руководителем, равен с руководителем, значит, одна  команда, большая семья, дружный коллектив.
Степан Андреевич поморщился, услышав такое. Его жизненный опыт протестовал. Фома, прижавший к уху второй наушник, от услышанного расчувствовался, в бороду стекла слеза. Он кивал головой в такт словам неизвестного человека, соглашаясь с ним полностью. Степан Андреевич снисходительно посматривал на наивного друга. Неизвестный продолжал свою исповедь.
  • Я делаю всё, чтобы сотрудники почувствовали себя сопричастными общему делу, помогали друг другу, проявляли инициативу и творчество, раскрыли свой потенциал, а они…, - в голосе появилась горечь. - А они опаздывают на работу и уходят домой раньше, занимаются своими делами, а не работой, не хотят взять на себя ответственность, ленивы… Даже воруют!
Степан Андреевич хмыкнул и процитировал себе под нос поговорку советской поры: «Ты здесь хозяин, а не гость! Тащи с завода каждый гвоздь!». Фома пустил вторую слезу в бороду. Теперь он разделял огорчение неизвестного.
  • Обидно!, - продолжалась исповедь. - Я готов терпеть людскую неблагодарность. Люди есть люди! Но результаты! С руководителя требуют результаты, а результатов нет. Вернее, не такие, какие нужны - меньше, плохого качества, не вовремя, долго, с браком… Я не понимаю, почему все так? Вот мое новогоднее пожелание: Я хочу понять, что я делаю не так. Как должен действовать руководитель, чтобы добиваться от сотрудников результатов, дисциплины и хороших отношений - между собой и с руководством?
Неизвестный вышел из ёлки и быстро проскользнул в выходную дверь. Охранник поспешил перевести взгляд на монитор видеокамер снаружи здания. Одна камера показала лицо проходящего.
  • Я узнал, кто это!, - азартно воскликнул Степан Андреевич. - Это директор фирмы, производящей корпоративные сувениры. Помнишь? Там Андрей работает, у которого с девушками не получалось, пока не познакомился с Аней.
Офисный домовой закивал головой, вспомнив.
  • Надо как-то его порадовать!, - вновь предложил универсальный рецепт счастья Фома, но на этот раз не так уверенно. - А ты, Степан, знаешь, как ему помочь? Ты знаешь, почему люди неблагодарны за добро?
  • Дело не в людях!, - откликнулся Степан Андреевич. - Всё дело в целях, которые ставит перед собой директор. Вернее, как сочетает между собой эти цели, а это уже стратегия.
Он замолчал, задумавшись. Молчал и Фома - за компанию. Где-то там, в большом городе вел через пробки заснеженных улиц свою машину домой директор, продолжая размышлять о людях и ловя себя на мысли, что решился на несерьезный поступок от отчаяния. Решился и загадал под новогодней ёлкой желание.

Что бы человек ни делал, он словно помещен в трехмерную систему координат. Как в школьной математике: X, Y, Z.
В одном направлении человек действует и получает результат, например, лепит из глины горшки, в чем важны количество, качество и скорость лепки.
В другом направлении человек строит отношения с товарищами, инструментами, механизмами, с которыми связан, и создает условия для своего труда. Например, координирует движения левой и правой рук глазами, садится в тень чтобы не напекло в голову, делает перерыв на обед.
В третьем направлении человек делает что-то для себя лично. Например, задумывается «А на фига мне все эти горшки?», и не бросить ли всё, чтобы пожить без забот, или, наоборот, действует ради творческого удовольствия сделать из каждого горшка произведение искусства.
Раз есть три направления действий, значит, есть три разных цели. Важно понимать, что разные цели часто тянут в разные стороны, и вопрос вопросов, как выбрать такое сочетание этих трех целей, чтобы хоть что-то путное из этого получилось.
Представьте себе бедолагу пастуха, который согласовывает две важных цели: волки сыты и овцы целы. Абсолютное достижение этих целей одновременно невозможно. Приходится решать сложную задачу: сколько овец  отдать на съедение волкам, чтобы те не озверели и не вырезали все стадо, но при этом не пересечь черту количества потерь овец, после чего односельчане будут бить.
Зная нравы волков, с одной стороны, и обычаи деревенских жителей, с другой, пастух старается выбрать наилучшее сочетание того и другого.
Если человек выбирает наилучшее, то это называется решением. Решение о сочетании нескольких разных целей называется стратегией.
Пастух - стратег. Он решает отдавать на корм волкам одну овцу в месяц. В его конкретном случае - это хорошее решение. Жизнь подтвердила - и волки, и селяне довольны.
Другой пастух принял неверное решение о целях - решил пойти навстречу волкам и отдавать им трех овец в месяц, чем вызвал удовольствие волков и недовольство земляков. Пастуха уволили, побив.
Вариант, когда пастух послал волков подальше, обернулся трагедией, геноцидом овец. Пастуха чуть самого не сожрали волки. Вот чего стоят ошибка в стратегии.
Как же знать заведомо - верное решение о целях или нет? Хороша ли стратегия? Пробовать! Подсматривать у других! Читать книжки! Но не надейтесь, что обращаться со стратегиями просто. Малое число счастливых семей, хороших бизнесов и благополучных стран говорит о том, что верные стратегии - редкость.
Несчастный директор сувенирной фабрики находится в центре трехмерной системы координат, и от него расходятся три оси целей: производственная цель - количество и качество производимых сувениров; системная цель, ведь предприятие - это система из работников, станков, инструментов, и эта система должна быть крепкой и слаженной; личные цели - цели самого директора о карьере, о зарплате, о свободе и удовольствии от жизни.
Своими личными целями и целями производственными директор пожертвовал ради части целей системных - благополучия сотрудников. Как согласовать два направления - системные цели и производственные цели?
Если увеличить продолжительность рабочего времени до девяти, десяти… шестнадцати часов, то сообразно этому будет произведено больше сувениров, но сотрудники будут падать от усталости. Если уменьшить рабочий день до шести, четырех, двух часов, то рабочие совершенно не устанут, но сделают мало. Значит, нужно принять решение о соотношении целей - найти стратегию.
В деле поиска стратегии нужна точка отсчета - такая цель, вокруг которой всё вертится, цель, ради которой всё затевалось. Чаще всего это производственная цель: сохранить поголовье овец, нарожать детей, производить сувениры. Если директор будет всеми силами стараться выполнить план производства сувениров, оставшиеся два направления целей - поведение сотрудников и собственное самочувствие - подстроятся под производство.
Правда, будет так: план чуть-чуть не довыполнят, но и сотрудники не бунтуют. Сам же директор чуточку недоволен, что не получилось на все сто. Так сложится подходящая стратегия - решение о соотношении нескольких целей. Директору нужно понять, что добиваться следует не целей, а их взаимосвязанной комбинации. План производства - «на твердую четверку». Самочувствие сотрудников - «на троечку». Добавляя «минусов» и «плюсов» к школьным оценкам, директор получит хорошую стратегию. Стратегия - клубок целей.

Наутро директор сувенирной фирмы вошел в холл бизнес-центра и уставился под ноги. В квадратах мраморной плитки пола было написано «План любой ценой!». Красным маркером печатными буквами.
Директор перевел глаза чуть повыше - еще одна такая же плакатная надпись на полу. А дальше еще и еще.
Директор зашагал по плакатам, как по шпалам, и с каждым шагом в его голове отдавалось: «План любой ценой!». Так он дошел до офиса своей фирмы, вошел, сел за свой рабочий стол и стал ждать появления на работе подчиненных. В его сознании словно что-то переменилось. Он как будто понял что-то важное.

Охранник Степан Андреевич через видеокамеры внимательно следил за шествием директора сувенирной фабрики. Может, получится, и директор поймет, что нужно рисовать в голове не цель и не цели, а их стратегическую комбинацию.
Офисному домовому Фоме было поручено стирать надписи на полу сразу после директора. Степан Андреевич считал, что лозунг касается только директора. Однако Фома решил и на этот раз порадовать обитателей офисов. В надписях «ПЛАН ЛЮБОЙ ЦЕНОЙ!» он стер третью, четвертую, пятую, седьмую, восьмую, девятую, десятую, одиннадцатую, двенадцатую и тринадцатую буквы.
Спешащие на работу сотрудники и сотрудницы, переступив порог бизнес-центра, останавливались, вглядывались под ноги и, прочитав написанное, с хорошим настроением шли по своим офисам, зная, как они сегодня будут относиться к своим должностным обязанностям.
Те, что работают в сувенирной фирме, испытают свое наплевательское отношение к работе на вдруг переменившейся позиции своего директора. Как в поговорке «Нашла коса на камень!».
Офисный домовой Фома потирал руки - он снова оказался прав в споре с охранников Степаном. Радость на лицах людей свидетельствовала в его пользу. Радость делает людей счастливыми.

Сергей Александрович Русаков.
8 декабря 2016 года.

В дороге.

Комментариев нет:

Отправить комментарий