Автор

Моя фотография
Просветитель менеджмента. Популяризатор научного управления. Писатель сказок и фантастики.

пятница, 6 октября 2017 г.

Уроки рисования (сказка)


Уроки рисования
(сказка для внука)

Дедушка зашел в столовую деревенского дома, чтобы пожелать доброго утра проснувшимся бабушке, дочери и внуку Кирюше.  Уже одетый на работу. Пора.
По обыкновению целуя внука, дедушка заметил на маленьких пальчиках следы краски - зеленой, красной, синей. Значит, вчера внук снова рисовал - мама занимается с Кирюшкой рисованием. Он рисует, размазывая краски по листу бумаги ладошками и пальчиками. Получаются занятные образы. Дедушке нравится.
Мама Кирюши - художница, иллюстратор. Когда-то о ее творчестве написал один американский журнал. Дедушка тоже рисует. Обычно это его собственные иллюстрации к своим сказкам. Значит, у Кирюши есть все основания тоже стать художником.
Когда-то давно, сначала в детстве своей дочери, а потом в ее юности дедушка преподал ей два урока рисования. Похоже, что для ровного счета не хватает третьего урока, и дедушка решил опоздать на работу, но рассказать внуку очередную сказку, пока тот дожидается своего детского завтрака, а его мама хлопочет у плиты.
  • Жила-была девочка, - начал сказку дедушка. - Она очень любила рисовать, но это у нее плохо получалось. Однако жизнерадостная девочка не расстраивалась. Не получается рисовать? Ну, и ладно! Можно раскрашивать нарисованные художниками картинки, “раскраски”.
Папа девочки был занятой человек, и хотя любил своих детей, редко видел их - пропадал с утра до вечера на работе. Однажды он вернулся домой пораньше, и дети еще не спали. Папа, конечно же, расспросил детей об их делах, друзьях и успехах в школе. Дети порадовали отца. Вот только дочь расстроила тем, что не умеет рисовать, а учитель рисования в школе, считает, что у девочки просто нет к этому способностей. И тогда папа преподал девочке первый урок рисования.
Папа усадил дочь за ее стол и положил перед ней одну из раскрасок, отрыв на рисунке с принцессой.
  • Ты можешь срисовать эту принцессу на чистый лист бумаги?, - спросил девочку папа.
  • Конечно, нет!, - девочка улыбалась, как будто папа спросил ее о чем-то смешном.
Тогда папа перевернул картинку вверх ногами, положил перед дочерью чистый лист бумаги и карандаш.
  • Попробуй срисовать все эти линии, кружочки, квадратики, которые ты видишь.
Девочка посмотрела на папу с удивлением, как смотрят дети на глупости взрослых, но принялась за дело. Методично, слева направо, девочка срисовала все линии, которые видела на перевернутом рисунке. Затем папа показал настоящий фокус. Даже чудо! Он перевернул рисунок девочки вверх ногами и поразился даже сам. На папу и дочь смотрела срисованная в точности принцесса.
Тогда папа не стал объяснять дочери, как это получается. Он предложил ей срисовывать другие картинки из всех альбомов с раскрасками, которые у нее только есть, и именно так - перевернув исходный рисунок вверх ногами. Девочка увлеклась.
Примерно через месяц папа позвонил с работы домой и позвал дочь к телефону.
  • Привет, дочь!, - начал он. - Как получается у тебя срисовывать картинки?
  • Привет, папа!, - девочке было приятно, что ей позвонил отец. - Уже совсем хорошо получается и быстро.
  • Очень хорошо! Теперь ты можешь не переворачивать картинку из альбома. Срисовывай так, как есть. У тебя теперь получится!
Девочка попробовала и вновь удивилась. У нее получалось срисовать любую картинку так, что срисованная не отличалась от оригинала.
Так девочка рисовала и рисовала. Стала, кстати, получать пятерки на уроках рисования, чем удивляла учительницу. Особенно, когда та слышала от ученицы, что рисовать ее научил папа - ведь он не художник!
Девочка выросла в девушку. Рисование стало ее профессией. К ее таланту обращались популярные журналы. Девушка рисовала иллюстрации к статьям.
Прошло время. Папа вышел на пенсию и жил с мамой на даче. Дети часто навещали их. Однажды приехала дочь.
  • Папа!, - разговор отца и дочери проходил на скамейке под яблоней в жаркий летний день. - Ты не скучаешь на пенсии?
  • Спасибо за заботу, дочь!, - улыбнулся отец. - Ты же знаешь, я иногда читаю лекции студентам одного института. Этих заработков вместе с моей пенсией нам с мамой хватает.
  • Хорошо!, - успокоилась дочь.
  • А как складывается твоя художественная карьера?, - в свою очередь проявил заботу отец.
  • Все хорошо! Вот только…, - дочь замялась. - Иногда мне кажется, что в моих рисунках чего-то не хватает. Они нарисованы по всем правилам, но что-то не то…
  • Вот оно что!, - улыбнулся отец, поняв, что настало время для второго урока рисования. - Вот ты спрашивала, не скучаю ли я на пенсии? Нет! Я наслаждаюсь покоем и одиночеством. Мне хорошо! Я могу рассказать тебе, что я чувствую, когда день за днем провожу время своей жизни здесь на даче. Однако я могу передать тебе мои чувства не только словами. Итак!
Отец встал со скамейки, вышел на середину участка, покрутился вокруг себя и продолжил.
  • Подойди ко мне, дочь!, - попросил отец и девушка подошла. - Сейчас я буду искать то, что передает мои чувства, настроение, мысли. Мне нужен образ, в который я смогу заложить идею - мое счастье в одиночестве и покое.
Отец двинулся вдоль участка, оглядываясь по сторонам. Дочь следовала за ним.
  • Смотри!, - обратил внимание дочери отец и присел. - Видишь шмеля на травинке? Он также счастлив от одиночества и покоя, как я. Теперь смотри!
Отец достал из кармана блокнот с авторучкой и наскоро набросал рисунок шмеля на травинке.
  • Видишь? Сейчас я рисую не шмеля на травинке. Я рисую свое настроение, свою позицию, свою философию. Я отошел от дел, и не жалею об этом. Мне еще много предстоит сделать. Я стал писать сказки…, - рука отца накладывала на рисунок штрих за штрихом. - Посмотри! Сразу, может, ты и не увидишь этого, но возьми мой рисунок с собой и смотри на него, когда вспомнишь о родителях. Ты увидишь меня. Тебе предстоить освоить следующий уровень искусства - научиться в рисунке передавать идею, мечту, чувства, настроения, характер - свой или чей-либо еще.
Девушка освоила и этот урок. Вскоре она вышла замуж и была счастлива. Потом у нее родился маленький сын. Он тоже любит рисовать, но еще не умеет.
  • Ты догадался, Кирюша, что дедушка рассказывает тебе о твоей маме?, - улыбнулся дедушка, заметив, что дочь все это время прислушивалась к сказке отца. - Ну, что ж! Настало время третьего урока рисования! Можно научиться срисовывать картинки и рисовать собственные. Можно научиться передавать в рисунках мысли и чувства. Для этого необходимо всего лишь одно условие.
Дедушка замолчал, чтобы придать последующим своим фразам вес. Ведь он уже научился выступать публично, читая лекции уже семнадцать лет.
  • Секрет любого мастерства прост! За что бы вы ни взялись, чему бы ни хотели научиться, чему бы ни посвятили свою жизнь, делайте и делайте это день за днем. Секрет успеха прост - продолжайте делать то, что делаете. Рисуете? Продолжайте рисовать каждый день! Не ждите немедленного результата! Не следите за результатами! Не сравнивайте свои результаты ни с чьими! Рисуйте, рисуйте, рисуйте, рисуйте… Именно в повторении, многократном повторении, продолжающемся и нескончаемом повторении рождается чудо!
Хитрый дедушка снова выдержал паузу, давая дочери и внуку, что называется, “прочувствовать момент”.
  • Вот вам пример! Я пишу каждый день. Просто пишу и пишу. Пишу, когда еду в метро. Пишу, когда лечу в самолете. Пишу, когда сижу в очереди в больнице. Я всегда нахожу время, чтобы писать свои сказки. Иногда я не ложусь спать, пока не напишу несколько страниц очередной сказки. Иногда я просыпаюсь раньше для того, чтобы писать… Видите результаты? Ваш дедушка стал писателем!
Временами дедушку накрывала нескромность, но на этот раз он был прощен. Пусть похвастается!
Как бы то ни было, а дедушка действительно дал три урока рисования своей дочери, а теперь и ее сыну. Может, это и не уроки рисования вовсе, а уроки жизни. Главное - продолжать делать то, что делаешь.
Очень-очень давно древнеримский император Марк Аврелий изрек: Fais ce que dois, advienne, que pourra!“. Делай, что должно, и свершится, чему суждено!”. Мы знаем эту фразу чуть иначе: “Делай, что должно, и будь, что будет!”.
Вот и давайте делать, что должно, что верно, что задумано, не уставая, продолжая и продолжая вновь и вновь. Терпение, труд, потраченное время будут обязательно вознаграждены!

Сергей Александрович Русаков.
6 октября 2017 года.

На балконе.

Комментариев нет:

Отправить комментарий