Автор

Моя фотография
Просветитель менеджмента. Популяризатор научного управления. Писатель сказок и фантастики.

понедельник, 23 декабря 2013 г.

Инженер Новогодней Магии. Глава 23-я...

(научно-фантастический роман-сказка)

Глава 23-я, в которой время проявляет себя неумолимой невозможностью его изменить, но это удается главному герою

   Одно из важнейших достижений науки двадцатого века оказалось для человечества незамеченным. Если спросить у современных студентов или выпускников вузов, в том числе, неоднократно получающих высшее образование, не исключая и престижное МВА, а также менеджеров самого разного звена, включая государственных служащих, что такое «системный подход», то многие из них будут пожимать плечами, а оставшиеся будут нести околесицу. 
   Подход - это, ни много ни мало, то, как люди представляют себе весь наш мир. Когда-то он в виде плоского блина покоился на спинах слонов, стоящих на панцире черепахи. Потом мир стал сферическим и гелиоцентрическим. До недавнего времени прежний подход, именуемый механистическим, предлагал картину мира в которой все состоит из систем, но вовсе не связывал системы между собой, рассматривая каждую в отдельности. 
   Очень нравится механистический подход с его главным оружием - анализом - психоаналитикам, которые любят залезть «в душу» пациенту. А на самом-то деле, судить о поведении человека нужно не по его темпераменту или другим внутренним особенностям, а по тому, кто из его окружения как на него влияет. Ребенок плачет, не потому что капризный от рождения, а потому что мама обращает на него внимание, только когда он ревет. 
   В пятидесятые годы двадцатого столетия смелые кибернетики предложили другую точку зрения на мир, назвав ее системным подходом. Столпом подхода стало утверждение, что состояние и поведение любого объекта определяется состоянием и поведением систем, в которые он входит в качестве элемента. Если раньше, при механистическом подходе, считалось, что у всего есть причина и следствие, то при системном оказалось, что это не так. 
   Вот висит между веточек дерева паутина, которую сплел коварный паук. Вот в паутинку попала несчастная муха и задергалась обреченно. Спасая муху, потянем ее из паутины, пока не вырвем из плена. Спасена! А теперь вопрос: какой из узелков паутинки не изменил своего положения в пространстве? Вот то-то и оно! Сместились с места все узелки. В системах нет причинно-следственных цепочек. Состояние, положение, действие, поведение чего-то одного   зависит от состояния, положения, действия, поведения всего остального. 
   Именно по этой причине нельзя с уверенностью сказать, что от чего зависит, и как повлияет то или иное, если его изменить, на изменение всего остального. В армии есть негласное строгое правило. Несмотря на инструкции для водителей автомобилей и механиков-водителей танков ежедневно проводить техническое обслуживание своих автомобилей и танков - проверять, подтягивать, настраивать, смазывать, опытные офицеры и прапорщики под страхом рукоприкладства запрещают солдатам лезть в двигатель или еще куда. Иначе тронет солдат что-нибудь, и все - не заводится двигатель, не едет машина, не поворачивается башня танка. Работает? Не лезь!
   По дороге на совещание с друзьями - кадровиком Семеном Андреевичем и медсестрой Марией Ивановной инженер по технике безопасности Московской фабрики елочных игрушек Степан Андреевич прикидывал варианты того, что нужно сделать здесь, во вчерашнем дне, чтобы когда наступит завтрашний, не случилось того, что там произошло. А накануне... Вернее завтра произошло... Произойдет... Может произойти, то что произошло...
   Степан Андреевич плюнул на попытки разобраться в непостижимых хитросплетениях времени. Шутка ли? Он попал во вчерашний день, и нужно сделать так, чтобы события, которые произошли после этого вчерашнего дня не стали тем, чем стали, до того, как Степан Андреевич странным образом вернулся в этот вчерашний день, обнаружив еще одну дверь, еще одну комнату в подвале, и вышел... во вчерашний свой день. 
   Степан Андреевич шел по коридору заводоуправления и размышлял о том, что можно изменить сегодня, чтобы завтра не случилось той самой беды - смерти Сергея. Перво-наперво, нужно отменить учебный пожар. Это самое простое. Однако как это влияет?... Нет нужна другая схема. 
   Есть Анна, с которой уже все случилось, и она может пойти на самоубийство, как только узнает правду об отношении к ней кузнеца Григория. А может и не пойти... Есть Сергей, который как-то оказался рядом с Анной за мгновение до ее попытки выпрыгнуть из окна своего кабинетика на третьем этаже. Если не будет попытки самоубийства, не будет смерти Сергея. Значит, нужно избавить Анну от контакта с Григорием. Либо Анну куда-то убрать, либо Григория. А ведь Григория отправить в командировку проще... Нет! Анна позвонит ему. 
   Остается одно - быть с Анной рядом, и предложение Марии Ивановны, которое скоро прозвучит, похоже, самое верное. Если пожара не будет, они не расстанутся ни на миг - Анна и Мария Ивановна, трагическая цепочка не сложится. 
   Степан Андреевич зашел к кадровику, и повторилось то, в чем он уже участвовал. Странно, но он произносил в точности те же слова, что и раньше. Даже с теми же интонациями. Договорились, как и прежде, что Мария Ивановна возьмет Анну под опеку. 
   Остатки дня Степан Андреевич провел в размышлениях о том, что теперь будет завтра, в то самое завтра, которое уже было. Вечером того же дня Марья Ивановна под ручку с Анной вышли через проходную. Какое-то время Мария Ивановна поживет вместе с Анной. На всякий случай, Степан Андреевич решил проводить их до автобусной остановки. Держась сзади, как когда-то он умел, Степан Андреевич двигался вслед двум подружкам.  
   Они уже переходили через дорогу, как Анна увидела Григория, который садился в свою машину, припаркованную через дорогу. Анна бросила: «Я сейчас!», отцепилась от Марии Ивановны и перебежала через дорогу. Она подбежала к нему, радостно улыбаясь и разводя руки для объятия. Но Григорий сказал ей что-то определенно нехорошее, сел в машину и въехал в автомобильный поток. Мария Ивановна оцепенела. Анна осталась стоять на другой стороне дороги. 
   Из-за плотного движения машин Мария Ивановна все никак не могла перейти на другую сторону к Анне, которую, и Мария Ивановна остро это понимала, нельзя оставлять сейчас ни на миг. А машины все неслись и неслись. 
   Анна вдруг повернулась к Марии Ивановне и двинулась через дорогу. Заревел автомобильный сигнал, завизжали тормоза. На Анну несло по скользкой снежной каше огромный грузовик - «Камаз» со снегом в кузове. До смертельного столкновения оставалось всего несколько метров. 
   Вдруг мимо Марии Ивановны, зацепив ее, через дорогу метнулся какой-то человек - буквально, как молния. Он сгреб Анну в охапку, вылетел по инерции на обочину и упал в сугроб вместе с ней. Грузовик пролетел, не задев их, и стал тормозить, чтобы остановиться и разобраться в случившемся. Человек поднялся, усадил Анну на сугроб и повернулся. Сергей! Теперь его видел и Степан Андреевич! Что-то подсказывало ему торопиться. 
   Сергей пьяно покачиваясь, отряхивался от снега, стоя на обочине.  В это время, чтобы не врезаться во внезапно остановившийся грузовик  старенькие «Жигули» отчаянно сигналя и пытаясь затормозить, выскочили на обочину, подхватили Сергея и понесли его на себе к «Камазу», чтобы раздавить его тело между двумя машинами насмерть. Жуткая картина! Анна истошно закричала. Она видела все это слишком близко. 
   Движение на дороге стало замедляться и вскоре остановилось, образовав пробку. К месту страшной трагедии спешила Мария Ивановна. Водитель «Камаза», увидев случившееся, вернулся в кабину и осторожно отъехал вперед, роняя мертвого Сергея на грязный асфальт. Его глаза безжизненно смотрели в темное небо. 
   «Б...ть!», - яростно резанул Степан Андреевич. Он стремглав вернулся на фабрику и побежал в подвал. Пройдя еще раз через три комнаты на первый этаж заводоуправления, он пошел по нему пытаясь понять, в каком времени он оказался. Перед дверьми начальника отдела Иванова стоял, собираясь с духом, его подчиненный Петров. Сейчас полыхнет конфликт. 
   «Так! Я попал еще на день назад. Вернее, на два дня от того дня...», - Степан Андреевич не стал пытаться уладить всю эту нелогичную логику времени. Он понял, что у него есть шанс.  

- Иди сюда!, - коротко приказал он Петрову. Тот недовольно повернулся к Степану Андреевичу. Его отвлекли от предвкушения разборки с начальником. - Козел!, - с нажимом выпалил Степан Андреевич. Сработало!
   Адреналины Петрова бросили его в бой. На этого старика, которого он разделает сейчас под орех. Коротким хорошо поставленным ударом в солнечное сплетение Степан Андреевич отправил Петрова в нокаут. Тот рухнул и остался лежать. Когда придет в себя, станет искать Степана Андреевича, и его начальник Иванов останется в безопасности. 
   Степан Андреевич спешил. Был уже вечер. Он заметил за два-то раза, что, возвращаясь во вчерашний день, он попадает в тот же час, что был в исходном дне. Путь лежал в кузнечный цех. Смена закончилась, рабочие расходились по домам. Нужно застать Григория. И застал. В раздевалке. В довольно пикантный момент. 
   Кузнец Григорий вытирался полотенцем после душа и не, стесняясь ворвавшегося в раздевалку Степана Андреевича, казалось, нарочито выставлял на показ свою гордость приличного размера. «Тарзан, б...я!», - с раздражением подумал Степан Андреевич. 

- Что, Андреич! Завидуешь?, - куражась, насмешливо начал разговор Григорий, - Поди, только воспоминания молодости остались. Да! Старость - не радость!, - Григорий хохотнул. 
   Степан Андреевич напряженно перебирал варианты того, как можно задержать Григория, чтобы он сегодня не встретился с Анной на проходной. Повторная попытка ее самоубийства и вторая, в некотором смысле, смерть Сергея, заставляли заподозрить что-то неладное в этих своих путешествиях во времени. Похоже, если что-то уже произошло, изменить это, возвращаясь в прошлое, невозможно. 


- Раздевайся, Андреич!, - продолжал куражиться Григорий. У него было хорошее настроение, что всегда бывает при тестостероновых избытках. - Давай померяемся достоинствами! Спорю на бутылку, что твой и половины моего не дотянет! 
Решение Степану Андреевичу подсказал сам Григорий. 


- Дай-ка, посмотрю поближе!, - с деланным восхищением, приближаясь к Григорию, попросил Степан Андреевич. Григорий отбросил полотенце, расставил ноги, упер руки в бока и подал бедра вперед. Он гордился собой. 
   С этим гордым выражением лица кузнец Григорий, обладатель больших размеров, и принял точный удар подъемом стопы правой ноги Степана Андреевича... Нет, не по достоинству, а по двум приложениям к нему. Григорий рухнул, потеряв сознание. 
   Эти удары опасны, даже смертельны из-за болевого шока, но Степан Андреевич не был новичком в применении ударов. Оставив Григория лежать на решетчатом деревянном полу раздевалки, Степан Андреевич укрыл его полотенцем, чтобы не окоченел в отключке, и вышел во двор фабрики. 
   Степан Андреевич поднялся на третий этаж заводоуправления, подергал закрытую дверь кабинета делопроизводства, кивнул удовлетворенно, и пошел к себе. Сегодня Анна не встретится с Григорием. 
   В своем кабинете Степан Андреевич согрел себе чаю, чтобы успокоиться. Посмотрел на сейф, в котором была початая бутылка коньяка и всякий другой конфискат, обнаруженный им ранее в тайниках на территории фабрики. В этот момент дверь распахнулась - в дверях стоял Сергей. Живой. Не отдавая себе отчета, Степан Андреевич выскочил из-за стола, и хотел даже обнять его. 

- Ну-ну!, - остановил его Сергей. - Полегче! Без сантиментов! Видишь - живой и невредимый... 
   Сергей все время производил какое-то странное впечатление, что знает и может гораздо больше, чем кажется. Он уселся за стол, выразительно посмотрел на сейф и потребовал:

- Налей-ка коньячку! И себя не забудь - смой адреналины..., - Сергей улыбался. Он снова был пьян. 
- А тебе не хватит, Сергей?, - спросил Степан Андреевич, хотя выпить с Сергеем ему сейчас очень хотелось. И поговорить, конечно же.
- Ты, Степан, моих пределов не знаешь и знать не можешь, - Сергей широко и с оттенком снисходительности улыбнулся хозяину. - Наливай давай! 
   Степан Андреевич достал бутылку, два граненых стакана, разлил по полстакана. Выпили, чокнувшись, но без тоста. Степан Андреевич достал из сейфа шоколадную плитку и развернул обертку. Скорее для порядка, чем для закуски. 

- Я тебя предупреждал, Степан. Есть вещи поопаснее, чем тебе известно со всей твой безопасностью в анамнезе. В этом мире все зависит от всего, и если уж что случилось, то изменить это почти невозможно. Не одно, так другое повернет события по накатанной колее, - Сергей говорил твердо, и, казалось, был абсолютно трезв. - Видел, что творится со временем?
   Степан Андреевич сидел опешив, да еще захмелев от коньяка. Он не знал, как реагировать на слова Сергея, который, казалось, все знал. Может, рассказать ему все? 


- Ты, если чего не знаешь или не понимаешь, не торопись понять. Придет время, и все встанет на свои места, - Сергей вдруг неожиданно стал пьяно заплетаться языком и понес какую-то околесицу о том, что это еще не предел, и что у Степана Андреевича что-то еще впереди. Сергей вдруг уронил голову на грудь и засопел, задремав. 
   Оставив друга в таком положении, Степан Андреевич сидел напротив и размышлял, вспоминая странные события прошедших дней... или не прошедших, если он все время возвращался в прошлое? Через некоторое время Сергей встрепенулся, проснулся, поднялся и пошел к двери, махнув прощально рукой. Его шатало. Открыв дверь и держась за ручку, Серей обернулся. 

- В обратную сторону не ходи - занесет куда-нибудь. Живи здесь.   Догонишь. Это тебе не шутки!, - сказал Сергей и вышел. 
   На следующий день вечером, решив проследить, на всякий случай, за Григорием, Степан Андреевич прошел за ним от кузнечного цеха до проходной. Григорий благополучно вышел на улицу, только шел как-то странно, еле заметно приседая. Степан Андреевич знал, почему. «Танцор, б...я!», - улыбаясь подумал он о Григории.
   Через витринное стекло проходной было видно, как заливается смехом делопроизводительница Анна, а продавец отдела продаж Сергей ей что-то рассказывает. Наверное, анекдоты. 
   Сергей повернул голову к Степану Андреевичу, заметил его через стекло и подмигнул. 
   Новый год, все же, обещает быть счастливым...




Комментариев нет:

Отправить комментарий