Автор

Моя фотография
Просветитель менеджмента. Популяризатор научного управления. Писатель сказок и фантастики.

понедельник, 30 декабря 2013 г.

Инженер Новогодней Магии. Глава 28-я...

(научно-фантастический роман-сказка)

Глава 28-я, в которой змеиный клубок заместителей распутывается совершенно необычной игрой в карты, а главный герой опять опаздывает, уступая первенство другу 

   Ученые часто вынуждены быть мошенниками. Иначе науку не сделаешь. Нужны деньги. Поэтому сначала ученые что-нибудь придумают, напугают чем-то опасным или поманят чем-то полезным для человечества, а потом им гораздо легче удается выпросить денег у правительств и добровольных жертвователей. Получив деньги, ученые начинают исследования, и не факт, что обещанное получится. Так получилось с адронным коллайдером. Так получилось с овечкой Долли. 
   Знающие люди знают, что такой овечки - выращенной из другой овечки, как клон - никогда не было. Но денег собрать удалось. Люди же, подогреваемые фантастическими отчетами ученых, стали мечтать о выращенных в пробирке органах и стали прикидывать, чтобы им в своем организме поменять на большое или, наоборот, на маленькое. Еще больше поводов для фантазирования дает идея клонирования писателям-фантастам. 
   Если хорошенько вспомнить, то окажется, что тяга людей к созданию двойников существует давно. То рассказывают небылицы, что два близнеца, прожив свои жизни в разных местах, имеют одинаковую судьбу. То эзотерики насочиняют сказок о создании энергетических двойников. То конспирологи наврут, что главы государств имеют двойников, чтобы уберечься от снайперов. То по стране прокатится волна гастролей одного и того же певца в разных местах одновременно. Целый пласт драматической и комедийной литературы построен на истории двойников. 
   Всем хорошо знаком еще один вариант создания двойников. Чтобы сохранить хорошее управление организацией, руководитель создает для себя двойника - заместителя. Изначально так и должно было стать. Заболел руководитель - за него руководит заместитель. А если одновременно здоровы, то помогают друг другу, деля пополам управленческие заботы и отбиваясь от неприятностей, как два бойца, вставших спиной к спине. 
   Так было задумано, но в жизни отношения между начальником и заместителем скоро развернули их лицом друг к другу, и остались они один на один в жестоком бою «Кто кого?», забыв об организации, ее задачах и общих подчиненных. И стало обычным, что начальник и заместитель дерутся между собой, как два парня за одну девушку, или два рыцаря за одну Брунгильду. Одновременное управление одной командой двумя командирами оказалось невозможным. Это дилемма. 
   В одной из выбранных недавно наугад или по подсказке интуиции очередной брошюрке в книжном ларьке «Все по 10!» у метро, инженер по технике безопасности Московской фабрики елочных игрушек Степан Андреевич снова попал в точку. Совершенно неизвестный автор излагал свою точку зрения на отношения начальников и заместителей, предлагая неординарные способы вернуть эти отношения к гармонии первоначального замысла. 

   «Отношения начальников и заместителей имеют статус притчи во языцех, благодаря одной паре заблуждений, захватившей их умы. Начальник думает, что заместитель – это еще один его подчиненный. Заместитель думает, что он – еще один начальник над подчиненными. Определенно, решение задачи гармонизации отношений этих двух людей лежит в области их восприятий друг друга и того, как они вдвоем нарисованы на картине, где изображены и они, и их подчиненные.
   Случаев, когда у одного подчиненного бывает больше одного начальника, предостаточно. Взять хотя бы несчастных детей, разрывающих себе мозг от вопроса типа: «А кого ты больше любишь – папу или маму?». А ведь у бедного ребенка есть еще бабушки и дедушки, старшие братья и сестры. И никто из этого сонма начальников не считает себя чьим-то заместителем – просто рулят, пока удается гнуть свою линию. Однако в семьях, которые безоговорочно признаются гармоничными и правильными, есть нечто, отличающее их от других, негармоничных, и это нужно обнаружить, чтобы понять важное и научиться полезному.
   Отношения между начальниками и заместителями должны строиться на других, нежели привычные, принципах...
   Многие до сих пор думают, что управлять людьми – дело простое. Прикольно, но в этом буквально безоговорочно убеждены те, кто управленческого опыта не имеют или имеют такой, в котором похвастаться нечем. Так вот даже опытным руководителям не приходит в голову простая мысль, объясняющая большинство проблем управления, в том числе, проблему отношений начальника и заместителя.
   Центральная проблема управления – многополюсность. Множество субъектов управления – начальников – окружают подчиненного, словно растягивая его в разные стороны на манер лебедя, рака и щуки в известной басне. Спросите у каждого из этих начальников, о чем они там себе думают? Вы услышите в ответах очевидные признаки эгоизма, когда каждый за себя, и даже эго, когда древняя генная программа соперничества за власть диктует боевые действия, вплоть до физического уничтожения. Полем боя становится подчиненный. Только представьте, что творится в его душе, когда он видит войну своих начальников за власть над собой.
   Начальники над одним человеком или одной группой людей – это не группа начальников, а части целого, управляющего человеком или группой. Это система, которая является субъектом управления в другой системе, внутрь которой встроена, как система управления. Системы так устроены, что их состояния зависят от состояний каждого элемента. В социальных системах общим знаменателем являются нормы поведения: то, что должен делать каждый; то, что делать запрещено; и то что можешь делать по своему усмотрению – то есть свободы. Вот именно из-за лишних свобод начальник и заместитель действуют каждый сам по себе. А это нарушение норм. Что бывает за нарушение норм? Санкции! Начальник и заместитель, эгоистически преследующие свои собственные цели будут наказаны системой.
   Если же рассмотреть энергетические аспекты (и безо всякой там эзотерики), то обнаружится, что энергия системы расходуется не на собственное выживание и производство продуктов, а на наказание нарушителей норм и сопротивление их разрушительному поведению. Производительность систем с нерешенной проблемой отношения начальника и заместителя гораздо ниже номинальной. Что делать? Решать проблему...»
   Степан Андреевич не забыл об этом пункте своих предновогодних планов - не дать клубку из трех заместителей испортить праздник интригами, вовлекающими людей в оппозиционные лагеря и ведущих войско на войско. Буквальных опасений у Степана Андреевич не было, но оставалось предчувствие. Проверка отношений заместителей между собой осмотром их нимбов в светящемся варианте фабрики не показала чего-то из ряда вон выходящего. Нимбы каждого заместителя скручивались и завихрялись навстречу нимбам каждого другого, образуя что-то похожее на грозовое облако. 
   На кропоративной вечеринке генеральный директор посадил своих заместителей за один стол, который сам и возглавил. Может, и он что-то чувствует, потому и держит на виду. А может, пытается как-то примирить своих заместителей между собой. Степан Андреевич двинулся через зал подойти поближе к начальственному столику, чтобы посмотреть, что к чему. У него были какие-то надежды повлиять на клубок заместителей, например, рассказать какую-нибудь проникновенную и поучительную притчу. 
   Однако Степан Андреевич вновь опоздал. За столом рядом с гендиректором обосновался Дед Мороз - продавец отдела продаж Сергей. Степан Андреевич приблизился, чтобы понять, что происходит.  А происходило нечто необычное. Дед Мороз играл с заместителями в какую-то игру. С ловкостью картежного шулера, Сергей то раздавал карты, то собирал их у игроков, что-то комментируя при этом. Игроки же что-то записывали авторучками на салфетках. Сходство с игрой в карты достигалось еще и тем, что игроки то давали Сергею деньги, то получали от него обратно. Отличие от карточной игры было только одно - карт было всего четыре. Две красных и две синих, и у каждого игрока две карты обоих цветов. 
   Игра шла быстро. Игроки раскраснелись и определенно были возбуждены. Генеральный удивленно, восхищенно и одобрительно следил за тем, как Сергей ведет странную игру. Сергей же не забывал прикладываться к рюмке, подливаемой ему игроками. Степан Андреевич стал следить за непонятной ему игрой, и скоро почувствовал, что угадывает в игре... «Дилемму заключенного». 
   Так и есть. Сейчас в игре участовали два заместителя. У каждого из них были на руках по одной красной и по одной синей карте. Просто карты из цветного картона, внешняя сторона которых была похожей на «рубашку» обычной игральной карты. По команде Сергея игроки клали перед собой одну из своих карт «рубашкой» вверх, скрывая их цвет. Затем Сергей открывал обе карты. Это всегда сопровождалось эмоциональными реакциями игроков - злорадные улыбки одного и злость другого. Так продолжалось от кона к кону. 
   Степан Андреевич узнал игру. Оставалось только узнать, сколько денег стоит на кону. Когда-то кто-то из математиков придумал задачку, в которой два преступника-подельника томились в разных камерах тюрьмы. Хитрый следователь решил склонить одного из них к даче показаний на другого. Он заходил в камеру и предлагал  «сдать» подельника, чтобы его можно было обвинить. Тогда за сотрудничество со следствием согласившийся получает всего год заключения, а его подельник десять лет. Такие условия он решил предложить сначала одному, затем другому. Если они будут держаться до последнего и хранить молчание, как обещали друг другу, то каждый из них получит по пять лет заключения из-за недостаточности улик в обвинении. Если каждый сдаст каждого, оба получат на полную катушку.  
   Это и есть «Дилемма заключенного»: каждый может предать каждого другого или каждый может не предавать друга. В первом случае предатель получает всего год, во втором пять лет. Преданный получает в первом случае десять лет, во втором пять. Лучший для обоих преступников вариант - второй, но первый лучше для каждого из них по отдельности. На этом Сергей и построил игру. 
   Если один заместитель выкладывает синюю карточку «Сотрудничество!» и второй делает то же самое, они получают пятьдесят рублей. Если первый выложил синюю, а второй красную карточку «Соперничество!», то первый не получает денег, а второй получает 100 рублей. Если оба выкладывают красную карточку, денег не получает никто. Сергей собрал с двух заместителей призовой фонд - тысячу рублей и провел десять конов. Один из заместителей оказался внакладе - получил обратно только двести рублей и теперь в голос называл другого заместителя подлецом и негодяем. Он требовал провести еще одну игру, чтобы отыграться. 
   Сергей согласился. Игра долго не могла сдвинуться с места - каждый из игроков выкладывал красную карточку раз за разом. Сергей предупредил, что конов будет всего десять, и оставшиеся деньги он безвозвратно забирает себе. Игра пошла, но теперь проиграл второй заместитель. Оба распалялись и требовали от Сергея еще одну игру. Сергей предложил поднять «банк» до десяти тысяч рублей. В азарте оба согласились. Теперь будет сделано сто ходов. 
   Игра началась. Сергей торопил темп игры. Игроки торопливо выкладывали карты. Сергей вскрывал карты и выдавал деньги. Над столом повис азарт. Генеральный директор с удивлением наблюдал, как на его глазах меняются двое из его заместителей. В них было уже гораздо больше склонности к сотрудничеству. Степан Андреевич знал, что именно это и происходит, если играть в эту незамысловатую игру продолжительное время. 
   Азарт захватил и третьего заместителя. Он, наблюдая за игрой, считал действия игроков неумелыми. Сергей предложил третьему заместителю стать третьим игроком. Банк вырос до тридцати тысяч рублей - по десять тысяч рублей от каждого. Игра снова началась. Напряжение росло. Лица игроков раскраснелись. Глаза сузились от концентрации внимания. 
   За сто ходов этой игры первые два заместителя вышли примерно с одинаковой суммой денег, а третий получил меньше. До заместителей еще не дошло, что именно сделал с ними Сергей. А произошло вот что. Всего за час с небольшим все три заместителя повернули от соперничества к сотрудничеству, как более выгодному варианту. Теперь эта стратегия станет для каждого из них ведущей. 
   Сергей завершил игру - сгреб свои деньги к себе в карман, разлил по рюмкам водку, произнес какой-то простенький тост: «Ну, за сотрудничество!», выпил и пошел восвояси. Его догнал гендиректор, остановил, пожал руку и обнял. Сделанное стоило того. 
   Сергей вновь обошел Степана Андреевича в его планах подготовки к новому году. В этом уже не могло быть случайности. Оставалось еще одно дело, которое можно завершить, пока идет вечеринка. 

   До нового года оставалось всего несколько дней...





Комментариев нет:

Отправить комментарий